laima2001 (laima2001) wrote in ru_tutor,
laima2001
laima2001
ru_tutor

О высшем образовании в Беларуси

В последние дни на белорусских новостных сайтах появилось несколько публикаций, вызвавших достаточно широкий интерес. Это сообщения о величине почасовой оплаты преподавателей, приглашенных из-за рубежа (86 $/час, что в 35 раз превышает оплату белорусских преподавателей) и заявление министра образования об отказе Беларуси вступать в Болонский процесс. В обоих случаях я отреагировала соответствующими комментариями на новостных сайтах. Сейчас напишу об этом подробнее.
Высшее образование в Беларуси деградировало за последние 20 лет.
Перечислю причины этого явления по мере их появления, имея в виду технические науки:
1) массовый отток молодых (в возрасте до 40 лет) преподавателей в другие сферы из-за ничтожных зарплат (зарплата доцента с 15 летним стажем была 20 $ в 1994 году, 90 $ перед кризисом 1998 года);
2) старение материально-технической базы вузов, как учебной, так и научной (не обновлялась с 1990 года),
3) резкое сокращение финансирования науки и новых разработок , отсюда исчезновение научно-технической базы для качественной подготовки студентов и аспирантов, проведения научных исследований;
4) сокращение поступления научно-технической литературы из-за рубежа во время технологического бума 1995-2013 гг., сейчас в РБ практически не поступает зарубежная научная литература;
5) неуклюжие попытки реформировать систему образования. Особенный вред нанес прием в вузы по результатам тестирования. Тестирование требует введения двухступенчатой системы высшего образования: колледж (техникум, в котором поурочная система с жестким контролем выполнения) и магистратура, куда поступают только бакалавры (это люди окончившие колледж и сдавшие весьма сложный экзамен на академическую степень бакалавра по всем базовым дисциплинам специальности), сохранившие способность к самостоятельному мышлению, и где готовят инженеров, способных к самостоятельной работе (это и характерно для всей западной системы образования). В противном случае первые два года обучения в вузе практически бесполезны, поскольку оттестированный не в состоянии усвоить базовые дисциплины общего характера, после чего преподаватели специальных дисциплин вынуждены читать их на техникумовском уровне. В результате выпускник вуза оказывается подготовленным хуже, чем выпускник техникума. Последнего хотя бы учат по принципу: делай так, т.е. натаскивают на конкретные действия. Программы вузов советского образца этого не предусматривают;
6) практически полное лишение вузов автономии, даже при выборе учебных планов специальности. Заседания кафедры становятся средством ознакомления преподавателей с решениями вышестоящих чиновников от образования;
7) полное недоверие деканатов и ректоратов по отношению к преподавателям. особенно возмущали отмены результатов экзаменационных комиссий по приему экзаменов у студентов. Причем в комиссиях, в которых довелось участвовать при таких обстоятельствах, были 2 доцента и профессор;
8) совершенно унизительное обращение с преподавателями со стороны внутривузовских чиновников. Например, замечание со стороны начальника учебно-методического отдела доценту: у студента нет времени читать учебники, он должен читать методички.
9) доцент выполняет функции преподавателя, учебного мастера, инженера по обслуживанию сложной техники, лаборанта, а иногда и уборщицы;
10) вследствие перечисленного преподавательская работа превращается в ритуальные танцы перед оттестированной (не способной к самостоятельному мышлению и анализу) аудиторией. Кто-то из преподавателей остается. Я ушла.
Неужели западный преподаватель сможет работать в таких условиях? Разве что из Таджикистана.

Кстати, в России идет такой же процесс. У нас тестирование, у вас ЕГЭ. Причем ЕГЭ было введено, когда результаты тестирования в РБ были видны во всей красе. Советую вспомнить сопротивление ЕГЭ со стороны ректоров приличных российских вузов. Подготовка к ЕГЭ в школе приводит к натаскиванию школьников на стандартные вопросы и отбиванию мозгов, т.е. аналитические способности не развиваются, хотя они есть у многих школьников. Когда человек повзрослеет, поставит себе определенную цель и поймет, что думать надо, эти способности, если они у него есть, будут развиваться. именно это учитывает западная система образования.
Там везде есть экзамены, эквивалентные ЕГЭ, и, соответственно, натаскивание . Но при этом, школа воспитывает активную жизненную позицию в целом. В колледж поступают по результатам этих экзаменов и платно. Есть скидки, есть стипендии для особо нуждающихся. В колледжах (2-4 года) учат конкретной профессии на уровне техника, менеджера, учителя начальной школы и т.д. без фундаментального изучения основ специальности. Если за год до окончания колледжа студент осознает, что он хочет большего, то он заявляет о намерении сдавать экзамен на бакалавра. Экзамен серьезный, по нескольким базовым дисциплинам, письменный. Если набран балл, выше порогового, то присваивается степень бакалавра. Только бакалавры могут поступать в магистратуру, причем они сдают вступительные экзамены. Таким способом  производится отсев инертных и неспособных к самостоятельному мышлению. В магистратуре (2 года) готовят инженеров, преподавателей старших классов и т.д. Фундаментальные базовые дисциплины изучаются в меньшем объеме, чем в советских вузах, вернее изучаются только те разделы, которые важны для данной. конкретной специальности. Магистратуру можно окончить со степенью магистра. Это означает, что на последнем году обучения магистрант делает самостоятельную работу и защищает ее, тогда он получает степень магистра. Эта работа вполне соответствует дипломной работе в нормальном ВУЗе советских времен. Магистр имеет подготовку инженера-разработчика в конкретной области, он может поступить в аспирантуру. Просто окончивший магистратуру идет на работу инженером, конструктором, технологом и т.д.

Для сравнения рассмотрим процесс обучения в советском вузе советских времен. Тогда программа обучения была рассчитана на уровень подготовки, соответствующий инженеру-разработчику. С этой целью сначала на протяжении 2-2.5 лет на серьезном уровне изучались базовые дисциплины: физика. математика, сопромат, теоретическая механика, электротехника и т.д. Затем - дисциплины специальности. Такие же дисциплины есть и в техникумах, но в ВУЗах уровень преподавания другой, с привлечением математического анализа, элементов системного проектирования и т.д. Затем на 4-5 курсах приходит очередь дисциплин специализации, где изучаются конкретные устройства и схемы. Но делается это не по принципу: это устроено так, работает так, чинится так, а по принципу: нужно решить конкретную задачу, как она может быть реализована, какой путь наиболее разумен в данном случае. Как оптимизирована система, как обеспечивается ее конструкция, сборка, обслуживание? Все ли сделано так, как надо? Каковы современные тенденции? Чувствуете разницу между техникумом и вузом? Кстати на западе университет- это совокупность набора колледжей, магистратуры и аспирантуры.
Учитывая широту подготовки по базовым дисциплинам лучший выпускник советского ВУЗа был подготовлен лучше лучшего выпускника западной магистратуры. Вот это, без расшифровки, и имеют в виду те, кто сравнивают уровень подготовки в вузах в СССР и на западе.
Но много Ландау нам не надо! Кроме разработчиков нужны просто конструктора, технологи, мастера и т.д.
Посмотрим на результаты моих многолетних наблюдений: 10% выпускников становятся разработчиками, исследователями, т.е. полностью используют накопленный багаж знаний, 30% - достойные инженера хорошей квалификации, 30% выполняют работу техника, для подготовки к которой достаточно окончания техникума, а 30% уходят из профессии, сюда я включаю и инженеров по соц. соревнованию и т.д., т.е. кучу лиц с инженерными дипломами, перекладывающих бумажки либо сменивших специальность. На западе, похоже цифры примерно такие же: 30% сразу идут в колледж, который готовит делопроизводителей, организаторов, менеджеров за пару лет и т.д., 30- 50% заканчивают профильный колледж без степени магистра и идут работать, оставшиеся не только заканчивают колледж, но и идут в магистратуру. Далее меньшая часть защищает магистерскую диссертацию с правом поступления в аспирантуру, большая идет на инженерную работу. Выпускники-магистры имеют более высокие стартовые зарплаты. И еще. Существует множество курсов переподготовки после окончания учебного заведения для получивших неполное высшее образование и для не магистров. Но главное - какое образование в массе своей будет менее затратным и качественным? Правильно - западное! Сравните по уровню технологии на примерах обычных бытовых приборов.

Безусловно, становится понятно, почему диплом инженера нужно подтверждать за рубежом. Ведь по диплому не скажешь, какой уровень подготовки у данного выпускника. Дипломы ряда ВУЗов (в Беларуси это только БГУ, в России МГУ, СпбГУ, МИФИ, МФТИ, Бауманка и некоторые другие) подтверждать не нужно. То же относится к ученым степеням, утвержденным ВАКом советских времен. Основная причина - несоответствие программ обучения и неясности в уровне преподавания дисциплин специальности. Болонский процесс предусматривает унификацию программ обучения в различных странах. С этой целью производится комплексная оценка программ отдельных дисциплин в условных единицах - кредитах. Вся программа обучения должна набрать определенную сумму кредитов. Кроме этого унификация подразумевает еще ряд общих требований: автономию учебных заведений при формировании учебных программ и очень большом числе вопросов управления, право студентов на самостоятельный выбор ряда дисциплин, определенный уровень компьютеризации, обеспеченность литературой, в том числе наличие подписки (теперь электронной) на общие и профильные научные журналы в библиотеке учебного заведения, доступной любому пользователю этой библиотеки.
Попытки перейти на двуступенчатую систему предпринимались в РБ примерно в 1994-1996 году. Для такого перехода понадобилось бы либо закрыть все техникумы и переделать ВУЗы в совокупность колледжей и магистратуры с соответствующей переделкой программ, либо от ВУзов оставить только магистратуру. В обоих случаях нужно было бы куда-то деть высвободившихся преподавателей. Поэтому дело ограничилось сменой вывесок. Все вузы стали университетами, степень бакалавра стали давать тем, у кого средний балл на момент окончания был выше некоей цифры (потом эту степень отменили), а магистратура - дополнительный год для подготовки к аспирантуре. Метавшиеся туда-сюда чиновники от образования стали унифицировать учебные планы специальностей, не будучи специалистами в данных областях. В результате многие важные дисциплины специальности оказались вытесненными на задворки учебного плана. Например, всех оптиков обязали изучать автоматику, которая им не нужна. Это удел механиков и электронщиков. Оптикам навязали огромный курс электроники, которая теперь требует специальной подготовки, а на практике оптик должен знать ряд вопросов теории преобразования сигналов и представлять возможности и основные параметры ряда электронных устройств, а не заниматься расчетом усилителей и схемотехникой. При этом базовая дисциплина «теоретическая оптика» оказалась в числе второстепенных, а проектирование оптико-электронных приборов  (это все современные приборы от цифрового фотоаппарата, Cd-romа, дальномера до тепловизора) вообще читается только части студентов. Как вы понимаете, любые разговоры об автономии ВУЗов белорусским чиновникам ну совсем не по нутру. А им об этом стали напоминать международные организации, вовлеченные в Болонский процесс.
Поэтому министр образования РБ заявил, что участие РБ в Болонском процессе приведет к вымыванию мозгов и отказался от участия. Но мозги уже вымыты, и из голов и из страны.
Наблюдается внутренняя эмиграция. Способные студенты, отработавшие по распределению на приличных госпредприятиях и получившие при этом практические навыки, переходят в частные, иностранные, находящиеся на территории РБ. В Минске, например, находится несколько десятков небольших российских и иностранных КБ, ведущих проектную работу и опытные разработки для производств, находящихся вне страны. Всем известны крупные программисткие фирмы (численность до 7 тыс. чел), которые в основном работают на запад и притягивают к себе выпускников технических вузов всех специальностей. Внешняя эмиграция идет среди выпускников БГУ (в аспирантуру и постдокторантуру) и БГУИР (программисты).

Очень жаль теперешних выпускников ВУЗов. Диплом есть, а знаний - нет.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments