vulgaris60 (vulgaris60) wrote in ru_tutor,
vulgaris60
vulgaris60
ru_tutor

Бесы, или О смыслах

Оригинал взят у vulgaris60 в Бесы, или О смыслах
В пятницу пошла к крошкам с разговором о пушкинских "Бесах". С маленькими редко начинаю с пафоса, но тут было именно так. Про то, что в русской литературе есть такие произведения, которые стали особенно (величину значения которых по модулю определил их вектор) важны. Что вот "Бесы" - это такое стихотворение. Про метельную тему, про вторую главу "Капитанской дочки", про эпиграфы, про "странные сближения" - про начало "Белой гвардии", про Киев, в котором сейчас страшен год, а будет ли велик - от сегодняшнего дня зависит... Про то, что каждый живёт в своём времени: десять дней до каникул, четыре месяца до лета, полтора до дня рождения и айфона. И про то, что мы живём и в другом времени - собственно про киевские события.
А потом сделала финт: но всё-таки "Бесы" - баллада? есть там балладное?
Всё, что надо, нашли. И сюжет, и диалог, и повторы, и границу между мирами, и нечистую силу, и мифопоэтику, и фольклорные элементы. И текстом доказали.
Но всё-таки у меня к ним был вопрос: что там такое в этом стихотворении, что оно так звучит двести почти лет, и столько к нему возвращаются?
И вот тут (спасибо огромное за помощь prigorok) и пошёл разговор. Насколько трудный, настолько важный. Потому через эти невероятные усилия или попытки устоять под моим натиском какие-то крохи чего-то (а неопределённые местоимения - от неопределённости происходящего, пока) важного выкристаллизовывались. Вот тут понимаешь, что это страшно, когда не знаешь - "как наше слово отзовётся". Но бывает, что главнее, чтобы отозвалось.

Не буду весь разговор описывать, его и трудно сейчас подробно восстановить. Очень важный вопрос: какие бесы в стихотворении? Потому что ответ на этот вопрос (разные, конечно, но как именно?) приведёт к двум разным точкам зрения.
Но главная точка, конечно, повтор четверостишия. И вопрос - почему в этих местах появляется? В этих точках всё соединяется и фокусируется: меняется пространство, меняется время, меняется поведение героев, меняется взгляд.
По итогам попробовали заполнить небольшую табличку - для памяти. Три части стихотворения с границей-рефреном: в каком пространстве происходит, что с колокольчиком и какое время изображается, как идёт.
С пространством сказали вот что: сначала реальный путь, "пропал во тьме пустой" (первый ощутила ужас этой строки) - остановка, путь потерян, движение дальше - это движение по незнакомому, опасному месту, навстречу беде, горю, (судьбе?). Чтобы увидеть, что впереди, обычного зрения не хватает. В последней части - "в беспредельной вышине".
Колокольчик: звенит - замолкает - снова звенит (движение продолжилось).
Время: настоящее, реальное, длящееся - остановка, время словно замирает - в последней части времени словно и нет, но это не остановка, а - поскольку пространство ИНОЕ, то и время не обычное.
Вот тут опять финт. Если баллада - лиро-эпический жанр, то где же здесь лирика? Там, где лирический герой с его точкой зрения и вИдением. Как же он всё это оценивает? Как он отвечает на вопрос (хотя по форме это восклицание, но по сути вопрос же): "Что делать нам!"

" От неясности и безысходности лирический герой не боится смотреть в лицо пустой темноте, судьбе. Он движется навстречу весьма несчастливой судьбе с какой-то отчаянной надеждой. И это и есть его вторая попытка, а за ней неизвестность".

"Герой встречается со злом и останавливается. Он встречается с неизвестностью и выпадает из реального времени. Потом кони его рванули в никуда, навстречу иному миру. Герой как будто оказывается в мире, где кто-то всеми управляет, даже бесами, а он остался без влияния. Но он не боится смотреть в пустоту, в тёмное будущее. Чтобы двигаться вперёд, ему нужно бесстрашие перед судьбой".

"Я думаю, что герой продолжает свой путь, потому что понял: это всего лишь испытание, если ты остановился, значит, ты сдался. Если бороться со злом больше нет сил".

"Вокруг бесы, вьюга, неизвестность, и именно в этот момент герой принимает важное решение, смотрит на мир и переоценивает. Лирический герой понимает, что страх останавливает движение вперёд. такое решение мог принять только бесстрашный человек, который не боится пойти навстречу судьбе".

"... смог преодолеть страх и двинуться вперёд. ... Но, пройдя этот путь, смог сменить страх на сострадание".

Вот к этому страху и состраданию мы вернёмся на следующий год, когда будем читать "Капитанскую дочку".

У меня не перестал быть вопрос: а надо ли им, в их 12-13 лет ПРО ЭТО? Маленькие, не всё понимают, многое вообще не понимают. И это больной вопрос. И многие родители его задают.

Наверное, всё-таки надо. Ведь, если даже пока нет ответов, они же должны знать, что эти вопросы есть. Всегда есть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments